Домашнее образование

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА И ПРОТИВ
 В вестибюле одной из лучших московских школ, центра образования “Царицыно”, висит девиз: “Хождение в школу не должно мешать моему образованию”.

Неужели обычная школа сдает позиции? Не секрет, что к ней сегодня множество претензий, но можно ли предположить, что классические уроки-занятия станут не нужны? Каждый ли родитель способен обучить свое чадо сам? И в чем “подводные камни” такой формы образования? Кстати, во многих странах домашнее обучение многие годы было одной из основных форм образования.

Сегодня более ста тысяч российских детей не ходят в школу. Но паниковать не стоит: дети учатся, только в домашних условиях.

…Утро семилетней Алисы Чуповой начинается в 9 утра. После завтрака девочка занимается письмом: пишет слова в тетради по чистописанию. Рядом мама, следит, чтобы дочка правильно выводила буквы и держала руку. После час чтения. Сегодня по плану несколько страниц из “Лесной газеты” Виталия Бианки. Потом – гимнастика.

100 тысяч российских детей сегодня учатся по системе домашнего образования

Домашнее образование

Около часа дня, прихватив младшего братика, Алиса с мамой выдвигаются в Зоологический музей, чтобы увидеть, как же на самом деле выглядят все те перепелки, куропатки и ястребы, о которых так интересно пишет Бианки. Днем в будни в музее народа мало, и индивидуальному уроку природоведения никто не помешает.

К счастью, у Алисы нет проблем со здоровьем.

Она не ходит в обычную школу, потому что мама выбрала для нее особую форму образования – семейную. Она, кстати, вполне законна: прописана как в действующем Законе “Об образовании”, так и в его новой версии, проект которой сейчас размещен на сайте министерства образования и науки. Право выбора за родителем.

Динамика популярности семейного образования в России удивляет: за несколько лет число “домашних” школьников выросло почти в 10 раз: еще в 2008 году их было всего-то 11 тысяч.

А, например, в США на дому обучаются 2 с лишним миллиона детей. И, между прочим, по результатам исследований в Штатах успешность тех, кто учится самостоятельно и не ходит в школу, в полтора раза выше.

Через школу на дому прошли многие выдающиеся личности, подавляющее большинство великих писателей и изобретателей, а также нынешняя королева Англии Елизавета II, Томас Эдисон, Андрей Сахаров.

– Дома я могу спланировать день ребенка так, как это глобально нужно семье, – рассказывает мама Алисы Екатерина Чупова. – Если предпочтительней с утра с дочкой сходить в бассейн, когда там мало посетителей, то лучше сделать так, а потом прийти домой и пройти кусок школьной программы. В будни свободны и музеи – нет толпы, можно днем спокойно ходить смотреть, изучать что-то по картинам и экспонатам. Алиса осваивает школьный материал в том темпе, в котором ей комфортно. Нет необходимости гнаться или, наоборот, искусственно притормаживать.

Но не стоит думать, что домашнее обучение – это сплошь “пряники”. Иногда придется и заставлять чадо что-то сделать. Есть школьная программа, и ее надо освоить. К определенному сроку определенный объем. Главный принцип здесь, по словам Екатерины, “не пройти меньше положенного, а вот больше и в комфортном режиме – пожалуйста”.

Семейное обучение штука сложная. Ведь чтобы самостоятельно учить, нужно “перелопатить” кучу литературы, организовывать не только ребенка, но и себя. “Это в разы сложнее, чем просто отправить ребенка в школу, – говорит Екатерина. – Нужно чувствовать ответственность. А в школе мы разделяем ее с учителями, а иногда и вовсе ее с себя снимаем”.

Помощь профессионалов родителям, решившим обучать ребенка самостоятельно, конечно, нужна. Поэтому в некоторых педагогических вузах открывают специальные курсы для мам и пап. Буквально на днях презентация подобной программы прошла в Московском гуманитарном педагогическом институте. Специалисты предлагают родителям дистанционную поддержку и консультации онлайн.

Главная опасность, о которой чаще всего говорят оппоненты семейного обучения, – “провал” в социализации: ребенок, замкнутый на семье, не сможет потом выйти в большую жизнь.

– Семейная форма обучения опасна тем, что ребенок не получает достаточно так называемых социальных навыков, – предупреждает замдиректора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета Елена Кутепова. – Обычная школа или детский сад предполагает выстраивание отношений с детьми и другими взрослыми. В условиях семьи такие отношения не формируются. Это большой минус.

По словам Кутеповой, общение в разных кружках и секциях, куда часто ходят дети из “семейных школ”, это другой тип отношений, они строятся легче. Безусловно, они полезны и помогают адаптироваться в обществе. Но понимание ответственности, считает эксперт, формируется исключительно в учебных условиях школы.

Как оформить семейную форму обучения

1. Найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения;

2. Договориться об условиях аттестации ребенка (раз в месяц, в три месяца, раз в две недели – все обсуждаемо);

3. Написать “Заявление о переводе на обучение в форме семейного образования” на имя директора школы;

4. Заключить Договор между школой и родителями (законными представителями) обучающегося;

5. Сдать документы в школу по поступлению на семейную форму образования, самый поздний срок – 6 сентября.

Мнения

Ефим Рачевский,
директор центра образования N 548 “Царицыно”:

– Хождение в школу для детей необходимость. Но не только для учебы. Ребята здесь проживают солидный кусок жизни, социализируются. Но наша общая ментальность в том, что учение может быть только аудиторное, контактное. И за пределами школы якобы ничему научиться нельзя. Мы должны понять: учит не только школа.

Ольга Муронец,
дочкам 1,5 и 4,5 года:

– Для качественного образования на дому нужна жесткая дисциплина от родителя. А чтобы полноценно компенсировать отсутствие школьной системы кружками, требуется довольно много сил и денег. Если нет желания идти в школу, может, правильнее приглашать педагога домой? Все-таки лучше, чтобы учили профессионалы: есть методики, подходы, а мы знаем далеко не все.

Ксения Корзун,
сыну 3 года:

– Думаю, смогла бы учить сына дома, но только на этапе начальной школы, если он, допустим, окажется внутренне не готов или если ему там будет скучно. Но с пятого класса точно отдам в руки профессионалов. Тем более что школа – это не только образование, но и обучение поведению, работе в коллективе.

Опыт

Василисе некогда скучать
Обучаясь дома, девочка за год освоила два класса

За год домашнего обучения юная соседка Василиса освоила программу двух первых классов. Как такое возможно без ежедневного посещения школы, рассказывает ее мама.

Почему вы решили не отдавать в школу, а учить дома?

Юлия Лопанская: Решение пришло не сразу. Дело в том, что по закону в школу принимают детей с шести с половиной лет, а Василисе на 1 сентября было меньше. Но она уже умела бегло читать, писать прописью, учила математику по известной методике Петерсон.

Еще год сидеть дома значит потерять время, когда ребенок, как губка, впитывает все новое. Чтобы все-таки поступить в школу, пришлось пройти массу инстанций, по пять часов в день в психологических центрах отвечать на тесты, обходить многих врачей, чтобы получить справку о здоровье. В конце концов нам выдали справку, что дочь развита нормально и ей можно учиться в школе.

В сильные нас не брали. Почему? Родители нам посоветовали проверенный вариант – заплатить. Я не согласилась.

Дочь зачислили в самую обычную школу. Но сами учителя, пообщавшись с Василисой, в один голос стали говорить, зачем вы ее всему научили, она у нас будет скучать.

Мне не хотелось регресса. Кроме того, знакомые родители сетовали, что детям в школе скучно, они перегружены, у них не хватает времени на кружки и секции. Посмотрев программы, я поняла, что они плохо составлены, растянуты, что можно учить намного быстрее и эффективнее. Словом, решила, что нам больше подойдет система “Домашнее образование”.

И как выглядит домашняя педагогика? Много времени уходит на уроки?

Юлия Лопанская: У меня почти нисколько. С вечера даю ей задание по каждому предмету на следующий день, она выполняет, я прихожу с работы, проверяю. И все.

Сама решает даже сложные задачи по математике, над которыми мне приходится основательно подумать. Помимо уроков она успевает ходить в бассейн, школу актерского мастерства и на занятия по английскому, а еще читать книжки, которые очень любит. Когда рассказываю, что все успеваем, знакомые удивляются. Но когда узнают, что дома нет телевизора, разводят руками – ну тогда понятно!

Какие предметы изучает ваша дочь?

Юлия Лопанская: Она зачислена в школу, где нам предложили программу обучения. В ней – четыре обязательных предмета: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.

Каждую неделю ходим к учительнице, которая проверяет, как выполняются задания. Другие предметы начальной школы – английский язык, информатика, рисование, физкультура – в нашу программу не входят. Отсюда бассейн, и курсы английского, и преподаватель по рисованию. А информатику я вполне могу объяснить сама, так как неплохо знаю компьютер.

Эффект обучения на дому очевиден: Василиса за год перескочила из первого во второй класс. Но что дальше? Ведь придет время, когда ее придется отдавать в школу. Будет ли она готова к этому?

Юлия Лопанская: Думаю, что на уровне начальной школы, в 3-4 классах, вполне смогу обучать сама.

А что дальше? Буду решать проблемы по мере поступления. Говорят, что Василиса вырвана из своей социальной среды, что момент встречи с реальной жизнью станет для нее сильнейшим шоком. Думаю, это заблуждение. Она вовсе не изолирована, активно общается с детьми и в бассейне, и в центре актерского мастерства, и на курсах английского.

Предыдущая статья Следующая

Заказать звонок