Три основные категории бумаг применяемых в полиграфии.
Газетные бумаги – наиболее дешевые из этих категорий. Газетная бумага имеет низкие потребительские свойства, непрезентабельный вид и самые дешевые ее сорта имеют даже древесные вкрапления. Однако, при изготовлении дешевых изданий, газет больших тиражей, рассчитанных на один-два дня «жизни» и любых иных проектов, где во главу угла ставится низкая себестоимость применению газетной бумаги альтернативы нет.
Вследствии свой «тонкости» и непрочности на разрыв, газетная бумага мало используется для печати на листовых печатных машинах, в основном она предназначена для ролевых машин и потому выпускается и распространяется преимущественно в ролях.
Офсетная бумага больше знакома рядовому потребителю в виде офисной бумаги, предназначенной для использования в принтерах, ксероксах и иной офисной технике. Она достаточно белая, благодаря своей рыхлой структуре хорошо воспринимает красители всякого рода – от тонеров до чернил и типографской краски. Офсетная бумага легко впитывает краситель, поэтому практически не требует принятия мер по сушки и сразу после закрашивания уже может быть передана потребителю или для последующей отделки.
Несколько особняком в этой категории стоят всевозможные картоны и полукартоны, тонированные (подкрашенные «в массе»), с тиснением, с метализированным покрытием, со всевозможной структурой поверхности – бумаги, без которых были бы немыслимы реализации полетов творческой мысли дизайнеров и художников от полиграфии. Они так и называются «высокохудожественные». Существуют еще упаковочные, макулатурные и прочие картоны, но упаковка – это отдельная отрасль и ее мы касаться не будем.
Мелованные бумаги – одни из самых распространенных на сегодняшний день бумаг, используемых в полиграфии для печати листовых машинах. Преимущественно продаются в листах. Их отличает гладкая на ощупь поверхность, «качественный» внешний вид.
Именно мелованные бумаги получили самое широкое распространение среди компаний, имеющих отношение к рекламной и рекламно-информационной сфере.
Основными параметрами, которые в первую очередь интересуют производителей и потребителей печатной продукции, являются плотность, степень белизны, толщина листа. Это объективные, «измеряемые» параметры.
Именно они в основном определяют стоимость печатных работ, а эта стоимость, в свою очередь, в значительной степени определяет расходы на производство полиграфической продукции в целом.
Плотность бумаги – вес (в граммах) бумажного листа площадью 1 кв. метр. Таким образом, лист бумаги плотнотью 150 г/м2 и площадью 1 кв. метр будет весить 150 граммов. Зачастую многие путают параметр плотности и толщины листа, пытаясь определить плотность бумаги «на ощупь». Это очень распространенное заблуждение. Листы бумаги от разных производителей, имеющие одинаковую плотность, могут различаться толщиной, поскольку имеют различную по рыхлости структуру. Не доверяйтесь осязанию – плотность бумаги можно определить лишь с использованием высокоточных электронных весов.
Основные плотности газетных бумаг – 35, 45, 65 г/м2.
Основные плотности офсетных бумаг – 80 (знакомая нам офисная бумага), 100, 120 г/м2.
Основные плотности мелованных бумаг – 75, 90, 115, 130, 150 ,170, 250, 300, 350 г/м2.
Однако, следует отметить, что бумаги с плотностями 90, 75 г/м2 и ниже используются преимущественно на ролевых машинах вследствие малой толщины листа. Заказывать в типографии, оснащенной только листовыми машинами, изделие на таких бумагах нецелесообразно.
Cтепень белизны – другая характеристика бумаги, влияющая на ее потребительские свойства. Дело в том, что подавляющая масса бумаги (для простоты повествования мы не будем касаться синтетических бумаг) производится из древесной целлюлозы и, следовательно, ее «родной» цвет недалек от цвета дерева на свежем срезе. Для того, чтобы бумага стала белой, на бумажных производствах применяются сложные химические и физические процессы, самые понятные из которых – химическое обесцвечивание и добавление мела (да простят нас производители бумаг за столь упрощенное повествование!).
Самые белые бумаги это мелованные, с применением многослойного мелования. Степень белизны таких бумаг может достигать 98%. Однако даже среди мелованных бумаг с одинаковым количеством слоев мелования, но от разных производителей, степени белизны различны. У каждой фирмы свои секреты отбеливания. Скажем, знаменитая Galerie Art имеет степень белизны 96%, а Zanders Mega – 92%, несмотря на то, что оба вида бумаг подвергались трехслойному мелованию.
Как показывает практика, если на бумагу нанесено изображение, уследить такую разницу в белизне практически невозможно, если только нерадивый печатник не «разбавил» тираж, отпечатанный на «галерке» десятком листов «цандерса». В стопе же изделий, а уж тем более, в одной брошюре разница будет заметна сразу даже неспециалисту.
Толщина листа бумаги вносит ограничения на примение ее в типографиях, оснащенных только листовыми печатными машинами. Производитель печатных машин указывает, лист какой минимальной толщины в состоянии подать в машину система листоподачи и какую максимальную толщину листа печатная машина в состоянии «протащить» по своим секциям, не повредившись. Поэтому, задумывая тот или иной дизайн, использующий бумагу предельных норм по толщине листа, определитесь с типографией, в которой предполагаете напечатать это изделие, и стройте дизайн, учитывая допустимые толщины.
Часто приходится сталкиваться еще с одним заблуждением, касаемым бумаги. Заказчик нередко путает толщину листа (объективную величину, однозначно определяемую микрометром) и упругость листа (субъективную величину, определяемую лишь осязанием и восприятием этого осязания). На самом деле можно говорить о некоей упругости листа бумаги, но не следует забывать, что «упругость» бумаги задается не только ее сортом и видом, но площадью листа, который непосредственно держит в руках заказчик.Визитка будет ощущаться жестче, чем листовка, несмотря на то, что оба изделия выполнены на бумаге из одной пачки.
Различные свойства разных типов бумаг диктуют свои особенности при работе с ними.
Основной принцип окрашивания бумаги в полиграфии основывается на том, что офсетная полиграфическая краска практически не сохнет, как, скажем, нитроэмаль (не полимеризуется). Ее закрепление на бумаге происходит за счет впитывания пигментного компонента краски в поверхностный слой бумаги. Поэтому для каждой категории бумаг существует характеристика, называемая красковосприимчивостью.
Газетная бумага слишком хорошо впитывает краску, и точка, поставленная на такой бумаге при неправильном подходе вполне может превратиться в жирную кляксу. Именно поэтому при подготовке файлов и пленок для печати на газетной бумаге используется пониженная линиатура растра. А это, в свою очередь, определяет достаточно низкое качество отображения на ней полутоновых иллюстраций. Это необходимо учитывать при дизайне издания. Газетная бумага самая восприимчивая к краске.
Следом за ней по этой характеристике стоят офсетные бумаги. Они менее рыхлые по своей структуре. Краска в офсетную бумагу впитывается не так интенсивно, поэтому на офсетной бумаге можно печатать с более высокой линиатурой растра, что позволяет получать иллюстрации вполне достойного качества, а на офсетных бумагах высокого качества – даже печатать цветной дизайн, причем весьма достойный.
Наконец, мелованная бумага – самая маловпитывающая из этого ряда. На мелованной бумаге можно поставить самую маленькую точку, которую позволит поставить печатная машина и получить цветные изображения самого высокого качества. Линиатуры за 200 линий на дюйм – для мелованных
бумаг.
Мелованные бумаги подразделяются на матовые и глянцевые. Разница между ними очевидна и легко определяется визуально. Издание, выполненное на глянцевой бумаге, имеет более привлекательный внешний вид, однако читать журнал на глянцевой бумаге сложнее, потому что она сильно «бликует». Поэтому все чаще издатели обращают внимание на матовые мелованные бумаги. Цена матовой и глянцевой бумаги одинакова, однако в производстве матовая бумага сложнее, поскольку воспринимает краску (впитывает) она в меньшей степени, а, следовательно, увеличиваются временные рамки, отведенные на все последующие технологические процессы. К тому же увеличивается риск «отмарывания» оттисков (пачкание предыдущего оттиска последующим в стопе). А это приводит к увеличению количества бумаги, отводимой на технологические отходы, превышение норм расхода антиотмарывающего порошка. Краска на матовой бумаге легко растирается, известны случаи, когда оттиск на матовой бумаге смазывался спустя год после выхода тиража в свет.
В качестве средства борьбы с этим эффектом используется сплошное лакирование издания офсетным лаком. Офсетный лак практически не заметен на оттиске, но надежно «закрепляет» краску, позволяя производить над печатными листами дальнейшие отделочные манипуляции.
Все вышеперечисленные особенности работы с мелованной матовой бумагой в целом объясняют разницу в стоимости двух одинаковых изданий, подготовленных на матовой и глянцевой бумаге.
Особенности впитывания бумагой краски нашли отклик у краскопроизводителей. Ведущие компании, занимающиеся производством офсетных красок, предлагают разные типы краски для разных типов бумаг. Кроме вязкостных характеристик красок для компенсации разницы в оттенке одной и той же (по цвету) краски, заранее в пигмент вводится корректор оттенка, который позволяет в одних и тех же условиях получить примерно одинаковый оттенок при печати на мелованной и офсетной бумаге (газетная в данном случае не рассматривается, поскольку она не отбеливается и понятие «цветопередача» в отношении газетной бумаги понимается весьма условно). Наглядно вышеприведенный факт подтверждается тем, что в шкале цветового охвата (т.н. «веере») Formula Guide, которая широко используется в офсетной печати, пантоны разделены на две группы, одна из которых проиндексирована символом С (Coated – мелованная), а другая – U (Uncoated – немелованная (офсетная)). Пантонные краски одного и того же номера, но с разным буквенным индексом слега различаются по оттенку.