Кошка – зверь, очень любимый народом. С ней связано множество пословиц и поговорок: «Без кошки – не изба», «Кошка спит, а мышей видит», «Кошачья лапка мягка, а коготок востёр» и другие.
Существует множество народных примет, связанных с её поведением: умывается – к гостям, спит брюхом кверху – к теплу, свёртывается клубком – к морозу и прочие. Существует поверье, что есть особо живучие Кошки, у которых девять жизней, они спутницы ведьм и ведунов (то есть – ведающих, мудрых людей). Есть такая Кошка (иногда это Кот) и у Бабы Яги.
Народные предания приписываю глазам Кошек, видящим в темноте удивительную силу: они видят духов Светлой и Тёмной Нави; видят зарытые в земле клады; «видят» болезни в теле человека (поэтому лечат его, ложась на больное место). Добрую Кошку любит и Домовой. Трёхцветная Кошка, по мнению людей, приносит счастье тому дому, где живёт; а семицветных называют «богатками» за то, что они приносят в дом богатство, достаток и даже -божье благословение.
Кот-Баюн это особый кот, домашний служебный дух – сказочник ночной, песенник колыбельный. Он наделён голосом, слышным «за семь вёрст»; он видит «за семь вёрст». Как замурлыкает, так напустит, на кого захочет, волшебный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти. Умеет любого заговорить, заморочить и отвести глаза. Кот-Баюн хранитель сказаний и преданий старины. Он следит за тем, чтобы в семьях и домах соблюдали обычаи предков; вдохновляет стариков на рассказы старин и сказок своим внукам долгими зимними вечерами; наделяет таких рассказчиков красноречием. Если кто-то из домочадцев или гостей нарушает семейные обычаи – Кот-Баюн может с помощью Домового и Кикиморы выжить таких людей из дома. В отличие от других котов, он может говорить человеческим голосом, хотя и притворяется молчуном. А ещё – всегда присматривает за малыми детьми и в играх домашних, и когда они спят.
Есть Коты-Баюны, которые живут уединённо – в лесах-полях, на высоких деревьях. К ним приходят песенники, сказители, гусляры, а то и знатные люди – князья да царевичи, чтобы послушать их песни и сказания о седой ста¬рине. Простые люди приходят к ним за советом и помощью, так как эти Баюны мудры, они могут общаться с богами и путешествовать из мира в мир по своей воле.
Считается, что человеку, который обидит чьего-нибудь любимого кота, семь лет ни в чём успеха не будет. Кто любит-бережёт кошек, того этот смышлёный и хитрый зверь охраняет от «напрасной беды» и тёмных духов; вместе с Домовым охраняет дом. В сказках Кот и Кошка помогают своим хозяевам, умеют договариваться с лесным зверьём и птицами о помощи человеку.
«У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью Кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Там чудеса, там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит». («Руслан и Людмила» А.С. Пушкин)
«Загадки загадывает поселыцина-деревенщина про этого живучего зверя такие, например: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!»… В стародавние годы знающие всю подноготную люди говаривали, что на чёрную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец. Нужна-де ей, окаянной, чёрная кошка, чтобы прятаться в неё на свят-Ильин (Перунов) день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк сыплет с небес своими огромными стрелами (молниями)». («Энциклопедия русских преданий»)
«Утром рано Марья-царевна разбудила Андрея: «…Трёх вёрст не дойдёшь, станет одолевать тебя сильный сон – Кот-баюн на тебя дремоту напустит. Ты не спи, рука за руку закидывай, нога за ногу волочи, а где и катком катись. А если уснёшь, Кот-баюн убьёт тебя». Научила его Марья-царевна, как и что делать, и отпустила в дорогу.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал одолевать его сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит – идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот-баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову – один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий…
Невмоготу стало Коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: «Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю».
«А пойдёшь со мной?» – спрашивает Андрей.
«Куда хочешь пойду…». («Андрей-стрелок и Марья-царевна», русская народная сказка)
«Иван-сын взял венчальное кольцо, с руки на руку бросил. Выскочили два козака: «Что угодно, Иван-сын?». «Чтобы к утру-свету был тут Кот-певунок. В праву сторону пойдёт, правым ухом поведёт, голосом потянет – трава повянет!». «Слушаем, Иван-сын!».
К утру-свету стала золота клеточка, в ней Кот-певунок». («По колена ноги в золоте», русская народная сказка)
«…Тут Ваня вышел и взял Кота. Кот такой распевок! Принёс Ваня Кота к царю. Как велит Царь, так Кот и запоёт. Песню поёт – унынье берёт, голосом потянет – трава повянет. Тут царь Ваню ещё прытче залюбил!». («Волк Медный лоб», русская народная сказка)
«…Глядит Дарёнка – кошка недалеко сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное ко¬пытце блестит. Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козёл, остановится и давай копытцем бить. Мурёнка подбежит, козёл дальше отскочит и опять копытцем бьёт…. К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Наверху козёл сто¬ит – и всё бьёт серебряным копытцем. Вдруг Мурёнка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Мурёнки, ни серебряного копытца не стало». («Уральские Сказы» П.П. Бажов)
Источник: “Сказочный словарь.”
Предыдущая статья Следующая