Российское метизное производство, занимающее изрядную долю металлургической отрасли, переживает интересные времена.
Рынок метизов, поделенный в основном между пятью крупными холдингами, насыщен, так что предприятиям приходится искать новые пути завоевания потребителя и увеличения объемов производства. По прогнозам отраслевых экспертов, увеличить свои доли на внутреннем рынке игрокам вряд ли удастся, поэтому им предстоит осваивать зарубежные территории.
Бизнес высокой концентрации
Метизы — стандартизованные металлические изделия разнообразной номенклатуры промышленного или широкого назначения, к которым условно относят продукцию высокого передела черной металлургии. Проще говоря, это сетки, электроды, гвозди, проволока, канаты, крепежи, стальная лента холодного проката. Используются металлические изделия буквально во всех отраслях промышленности — от строительства до машиностроения. Основу рынка составляют проволока, гвозди и канаты. В целом же метизное производство — это сотни наименований и типоразмеров изделий.
Российский рынок метизной продукции, как и большинство отечественных рынков, начал формироваться после распада СССР. С приходом рыночных отношений плановая экономика исчезла, при этом наиболее успешно удалось наладить производство тем участникам отрасли, которые вошли в состав крупных холдингов. Тех, кто остался в одиночестве, немного, и конкурировать с большими компаниями они не могут.
Объем рынка метизных изделий в прошлом году составил 2038 тыс. тонн. Большую его часть (около 30%) занимают предприятия, собранные в прошлом году управляющей компанией “Северсталь-групп“ в компанию “Северсталь-метиз“. В этот холдинг входят три больших завода: Орловский сталепрокатный, Череповецкий сталепрокатный и “Волгометиз“, производящие всевозможные виды гвоздей, проволоки и крепежей.
Следом за “Северсталь-метизом“ по доле рынка (11%) идут заводы управляющей компании “ММК-Метиз“: Магнитогорский метизно-металлургический и Магнитогорский калибровочный. “Мечелу“ с подконтрольными ему Белорецким и Вяртсильским металлургическим комбинатами принадлежит около 10% рынка. Еще по 9% рынка занимают “Евразхолдинг“ (Западно-Сибирский металлургический комбинат) и “Металлургический холдинг“ (Уральский завод прецизионных сплавов, Ревдинский метизно-металлургический и Нижнесергинский метизно-металлургический заводы).
Вертикальная интеграция, в результате которой рынок был поделен между пятью игроками, происходила в последние несколько лет, и ее появление металлурги считают экономически оправданным. “У производителей появились гарантированные поставки металлопроката и уменьшилась зависимость от внешних поставщиков“,— рассказывает Business Guide гендиректор управляющей компании “ММК-Метиз“ Алексей Носов. У заводов, которым не удалось войти в состав холдингов, производство гораздо затратнее, поэтому крупных игроков среди них немного. Назвать можно ОАО “Новосибирский метзавод имени Кузьмина“, ОАО “Этна“, ОАО “Щелковский метзавод“ (единственный метизный завод Объединенной металлургической компании), ОАО “Солнечногорский завод металлических сеток ‘Лепсе’“. Сейчас эти предприятия работают успешно, но прогнозировать их дальнейшее существование как самостоятельных единиц довольно трудно.
Сколько стоит монтаж металлоконструкций за одну тонну.
Что же касается желающих приобрести оставшихся независимых производителей, то пока крупные холдинги к этому не готовы. Как показал опыт промышленной группы МАИР, купившей Саратовский метизный завод в 1999 году и распродавшей его активы этим летом за ненадобностью, у метхолдингов нет недостатка в метизных предприятиях. Неофициально металлурги говорят об этом так: “У нас свои мощности загружены не полностью, зачем же покупать дополнительные?“.