Понятие «политика» многозначно. Немецкий политолог Макс Вебер определял политику как стремление к участию во власти или оказанию влияния на ее распределение.
Среди множества значений политики можно, выделить:
– деятельность по принятию общеобязательных решений;
– сферу деятельности государства, партий, групп интересов;
– борьбу за власть, влияние на власть и ее использование;
– управление делами общественной важности при помощи
государственно-правовых средств;
– особый вид общения социальных групп и отдельных личностей;
– создание, поддержание и изменение наиболее общих правил общежития.
Политика (от греч. polis — город-государство и его производного politike — государственные, общественные дела) — это деятельность по реализации интересов индивидов, социальных групп и (или) всего общества, связанная с использованием государственной власти.
Политика — это наука и искусство. Как наука политика требует использования и постоянного расширения достоверных и систематизированных знаний о политической власти и всем, что с ней связано. Как искусство политика является сферой творчества и самовыражения людей. Заниматься политикой — значит участвовать в определении и достижении общественно значимых целей в условиях неопределенности. В этом смысле политика — искусство возможного.
В широком смысле слова политика означает всю совокупность отношений по поводу власти в обществе.
В узком смысле слова политика — это стремление к участию в осуществлении государственной власти.
Политика имеет объективно-субъективный характер. С одной стороны, политика — это часть объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания и данной нам в ощущениях. С другой стороны, политика имеет субъективное содержание, элементами которого являются различные смыслы, значения, мнения, намерения, ценности и т.п.
В английском языке для обозначения политики используются, по меньшей мере, три термина, отражающие различные измерения политики:
1) формальное (polity) – политический строй, совокупность политических институтов;
2) содержательное (policy) — прожекты и намерения субъектов политики: программы партий или направления политики правительства (кредитно-денежная, социальная политика и т.п.);
3) процессуальное (politics) – вся политическая жизнь общества, политические отношения с учетом результатов политической борьбы и непредвиденных последствий политических действий.
Границы политики в обществе отражены в высказывании американского политолога Питера Меркла: «В лучшем случае политика – благородный поиск хорошего порядка и справедливости; в худшем — эгоистичное присвоение власти, славы и богатства».
Прежде, чем в обществе возникла политика, в нем оформились потестарные (от лат. potestas — власть) отношения — традиционные отношения власти в доклассовых и раннеклассовых обществах. Их формирование началось еще с появлением кроманьонца примерно 40 тысяч лет назад. Отношения по поводу политической власти оформились значительно позже — примерно 5 тысячелетий назад.
В истории выделилось три пути происхождения политики (полито генеза):
1. Военный. Институционализация политической власти происходит за счет возвышения и обособления института военного вождя, его вооруженной дружины и административного аппарата, состоящих из его родни и приближенных.
2. Аристократический. Носителями политической власти становятся представители племенной аристократии, объединяющие в своих руках военные, религиозные и административно-хозяйственные функции.
3. Плутократический (греч. plutokratia, от plutos — богатство и kratos – власть). Сосредоточение власти происходило в руках общественной группы, сумевшей накопить богатство.
В современной политической теории имеется множество интерпретаций политики, которые можно разделить на четыре группы:
1. Институциональные, интерпретации рассматривают политику в тесной взаимосвязи с правом и управленческой деятельностью. Политика в них означает деятельность государственных и негосударственных институтов, которые принимают и реализуют общественно значимые решения.
2. В силовых интерпретациях политика предстает в виде борьбы за власть. Такое понимание политики представлено исследовательской традицией, заложенной Н. Макиавелли, которая развивалась в XX в. М. Вебером, В. Парето, Г. Моской, Р. Далем.
3. Структурно-функциональные интерпретации рассматривают политику как саморегулирующуюся подсистему общества, функция которой состоит в выработке и постановке целей развития общества, а также организации их достижения. Объединяя другие подсистемы (экономическую, социальную, культурную), политика обеспечивает их согласованное взаимодействие в рамках целостной социальной системы.
4. Плюралистические интерпретации представляют политику как сложный противоречивый процесс согласования интересов различных субъектов, состоящий в их взаимном приспособлении и поиске компромиссов.
Интерпретация сущности политики определяет ответ на вопрос о границах политики в обществе. Два крайних варианта отражают позиции французского социолога М. Фуко и представителя чикагской школы политической теории Г. Беккера. Согласно первой позиции, власть пронизывает все социальные отношения, в силу чего область политических исследований включает властные измерения всех сторон человеческой жизни. Согласно второй позиции, осуществление на практике либерального идеала минимального государства ведет к развитию неполитической сферы гражданского общества и сокращению прерогатив власти.