Реклама и СМИ изучается сегодня представителями многих научных дисциплин и имеет отношение к различным сферам практической деятельности. Можно выделить следующие направления, где реклама имеет значение, а потому и нуждается в исследованиях: журналистика, социология, психология, экономика, маркетинг, история, правоведение и др. В каждой из этих дисциплин реклама анализируется с учетом ее вовлеченности именно в данную конкретную сферу.
В рамках экономики и маркетинга, например, реклама рассматривается как инструмент продвижения продукта на рынок, обеспечивающий повышение уровня его продаж. Собственно и сама сфера рекламы сегодня рассматривается как полноценный сегмент рыночной экономики. Современная реклама – это мощная индустрия, в которой функционируют и взаимодействуют несколько экономических субъектов, в числе которых рекламодатели, рекламные агентства, каналы распространения рекламной информации, различные исследовательские, мониторинговые и технические службы.
Социологическая наука рассматривает рекламную деятельность с позиций ее общественного статуса, оказывающего влияние на социально-политические и культурные процессы. Кроме того, социология активно изучает аудиторию различных каналов, распространяющих рекламу. Социологические методы сбора и анализа информации, а также результаты маркетинговых и медиаизмерений используются при проведении рекламных кампаний и оценки их эффективности.
Главная задача рекламы состоит в том, чтобы побудить людей приобрести рекламируемый продукт, поэтому в ее основе лежит психологическое воздействие на потребителя. Психология изучает механизмы влияния рекламы на психику человека, восприятия рекламных материалов, особенности потребительского поведения и его изменения под воздействием рекламы. Психологические характеристики целевой аудитории продукта – базовая основа для разработки и реализации эффективных рекламных кампаний.
В рамках исторической науки рассматриваются эволюционные изменения в рекламной деятельности, связанные с методами, технологиями, развитием каналов, рыночными изменениями. Исторический опыт важен для понимания современных процессов в рекламной отрасли.
Юридическая наука, анализируя рекламную сферу, учитывает необходимость правового регулирования взаимоотношений всех субъектов, вовлеченных в эту сферу. Наибольшее внимание в правовых государствах уделяется при этом защите потребителей. Именно этот аспект является наиболее значимым при разработке нормативных актов и законодательных документов, определяющих права и обязанности, а также меру ответственности всех участников рекламного процесса.
Таким образом, интерес нескольких наук к рекламной деятельности позволяет говорить о рекламе как о междисциплинарном явлении. Тем более, что и современная практика, как правило, нуждается в комплексных результатах исследований и использует их при производстве, размещении и оценке эффективности рекламы.
Предыдущая статья Следующая