Морская якорная гальвано-ударная мина

Морская якорная гальвано-ударная мина образца 1898 годаТип взрывчатого вещества, масса заряда — Тротил, 115 кг
Взрыватель — 5 гальваноударных колпаков с электрическим запалом
Предохранительное устройство — Соляной (сахарный) разъединитель
Наибольшая глубина моря — 110 метров
Способ установки на заданное углубление — Автоматический штерто-грузовой, с поверхности
Корпус — Шар из листового железа

Морская якорная гальвано-ударная мина образца 1908 года. Предохранитель размещался в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер смягчал рывки минрепа, пять гальванических свинцовых колпаков размещались по периметру корпуса мины. Каждый колпак содержал в себе сухую угольно-цинковую батарею с электролитом в стеклянной ампуле – «склянке». При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, «склянка» разбивалась и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на запальное устройство и воспламенял детонатор. В качестве взрывчатого вещества вместо пироксилина стал использоваться тротил, якорь установили на 4 ролика, для удержания мины при качке предусмотрели рельсовые захваты. Мина была оборудована противотральными патронами – минными защитниками конструкции П.П. Киткина. Для постановки мины на заданное углубление использовался автоматический штерто-грузовой способ, предложенный еще в 1882 году лейтенантом Н.Н. Азаровым – выдающимся новатором минного дела в отечественном флоте. Суть этого способа заключалась в следующем. Размещенная на якоре вьюшка с минрепом оборудовалась специальным стопором, состоящим из щеколды, пружины и штерта с грузом. При сбрасывании за борт мина, обладавшая положительной плавучестью, оставалась на поверхности. Под действием груза штерт оттягивал щеколду, что обеспечивало свободное сматывание минрепа. Якорь начинал погружаться, разматывая минреп. В момент касания грузом дна напряжение штерта ослабевало, и щеколда под действием пружины стопорила вьюшку. Продолжая погружаться, якорь увлекал мину на глубину, которая точно соответствовала длине штерта с грузом.

Порядок приготовления мины к постановке состоял из двух этапов: предварительного, когда устанавливались гальваноударные колпаки, «склянки» с электролитом, предохранительный прибор, приращивались проводники и проверялись все электрические цепи, и окончательного, предусматривающего лишь установку запальной принадлежности.

Конструкция этой мины оказалась настолько удачной, что, после незначительной модернизации в 1939 году, под шифром «образца 1908/39 гг.» она оставалась на вооружении отечественного флота вплоть до середины 60-х годов.


Заказать звонок